Последние два десятилетия принесли большие изменения в защиту прав потребителей. Потребители все больше защищены от недобросовестной рыночной практики и ненадежных продавцов. Учреждением, помогающим защищать интересы отдельных потребителей, является омбудсмен по защите прав потребителей .
Когда закон защищает потребителя?
Не каждый покупатель является потребителем. По смыслу положений Гражданского кодекса (ГК) потребителем является физическое лицо, совершающее юридическое действие, не связанное с его предпринимательской или профессиональной деятельностью. Таким образом, потребителем не будет компания или физическое лицо, совершающее покупки для использования в рамках своей коммерческой деятельности.
Определение потребителя — Потребителем является физическое лицо, которое совершает юридическую сделку с предпринимателем, не связанную непосредственно с его предпринимательской или профессиональной деятельностью.
Потребитель имеет ряд различных прав, регулируемых прежде всего положениями Гражданского кодекса и Закона о конкуренции и защите прав потребителей. Эти правила в первую очередь касаются права на достоверную информацию о товаре, его цене и происхождении, ответственности в отношении товаров, не соответствующих необходимым требованиям и противоречащих заверениям изготовителя или продавца, права на рекламацию дефектного товара или права отказаться от дистанционного договора.
Существует множество организаций, которые помогают потребителям в борьбе за свои права, в том числе Управление по конкуренции и защите прав потребителей, Федерация потребителей, областные торговые инспекции или специализированные подразделения, которые защищают потребителей только в строго определенных областях. Вышеупомянутое Управление по конкуренции и защите прав потребителей занимается защитой коллективных, а не индивидуальных интересов потребителей.
Омбудсмен по защите прав потребителей
Является учреждением, действующим в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Омбудсмен выполняет задачи поверенного, и поэтому — в зависимости от места нахождения — можно выделить поверенных и муниципальных омбудсменов. При выполнении своих задач омбудсмен подчиняется главе или меру города.
Каковы задачи омбудсмена по защите прав потребителей?
Закон о конкуренции и защите прав потребителей четко определяет задачи уполномоченных по защите прав потребителей. К ним относятся, в частности:
- предоставление юридических консультаций;
- подготовка исковых заявлений;
- участие в судебных разбирательствах;
- контакт с предпринимателями;
- подача заявлений о внесении изменений в местное законодательство.
Сотрудники органов омбудсмена по защите прав потребителей анализируют правовое положение потребителя и представляют возможные варианты решения проблемы, с которой потребитель обращается к ним. Уполномоченный по защите прав потребителей может также обратиться непосредственно к предпринимателю с запросом о предоставлении информации по делу о защите прав и интересов потребителей.
Предприниматель, которому адресовано обращение, обязан предоставить Уполномоченному разъяснения и информацию, являющиеся предметом обращения, и отреагировать на замечания и мнения Уполномоченного, в соответствии с положениями Закона о конкуренции и защите прав потребителей. Если предприниматель уклонится от ответа, его могут оштрафовать.
Любой потребитель, у которого есть сомнения в совершенной им сделке, приобретенных товарах или услугах или в поведении продавца, может обратиться к уполномоченному по правам потребителей по месту своего жительства.
Потребитель может обратиться к уполномоченному по правам потребителей как в случае неудовлетворенности приобретенным товаром (например, неисправность купленной бытовой техники), так и оказанной услугой (например, некачественный ремонт).
Контактные данные отдельных офисов омбудсменов доступны на веб-сайтах отдельных районов и городов. Поисковая система адресов офисов омбудсменов также доступна на веб-сайте Управления по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей .
Обращаясь к омбудсмену по защите прав потребителей, не забудьте взять все документы и доказательства, касающиеся несостоявшейся сделки (например, договор, заключенный с продавцом, фотодокументы, распечатки электронной переписки с продавцом, распечатку коммерческого предложения в случае покупка в интернет-магазине или интернет-аукционе и т.д.).
Офисы омбудсмена по защите прав потребителей предоставляют телефонные и личные консультации. Некоторые офисы также предоставляют консультации по электронной почте. Контактные данные офисов можно найти на сайтах городов и районов. Юридическая помощь, оказываемая органами омбудсмена по защите прав потребителей, бесплатна.
В аппарате омбудсмена дела делятся на три основных типа:
- Совет,
- Информация,
- Вмешательства.
Уполномоченный по защите прав потребителей поможет не во всех случаях – по причинам, указанным выше, Уполномоченный не консультирует предпринимателей, не занимается вопросами, связанными с защитой персональных данных, или делами в сфере нарушения личных прав.
Когда уполномоченный по защите прав потребителей может помочь в суде?
Чрезвычайно важной компетенцией уполномоченного по защите прав потребителей является возможность участия в судебных разбирательствах. Уполномоченный по защите прав потребителей имеет право предъявлять иски от имени потребителей и вступать с их согласия в текущие разбирательства по делам о защите интересов потребителей. В предыдущие годы уполномоченные по защите прав потребителей в основном занимались судебными делами, связанными с договорами, заключенными с банками.
Омбудсмен по защите прав потребителей может:
предъявлять иски от имени потребителей;
присоединиться к делу, которое уже находится на рассмотрении;
выступать в качестве прокурора по делам о проступках.
Если предприниматель не удовлетворяет требования потребителя, потребитель может обратиться со своим требованием (например, с требованием об оплате) в суд. Уполномоченный по защите прав потребителей , считающий требование потребителя обоснованным, имеет право представлять потребителя в ходе процесса, т.е. как предъявлять иск, так и присоединяться к уже начатому разбирательству. В соответствии с положением ГПК, омбудсмен может вступить в дело на любой стадии производства (например, на стадии апелляционного производства). В связи с тем, что недобросовестная рыночная практика и ненадлежащее поведение продавцов могут представлять собой правонарушение, омбудсмен по защите прав потребителей имеет право выступать в этих разбирательствах в качестве государственного обвинителя.